Министерство природных ресурсов
и экологии Ростовской области (Минприроды РО)

Ответственность за лесонарушения



Вниманию лесозаготовителей, лесопереработчиков, всех участников лесных отношений

Вступил в силу федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – 415-ФЗ).

Нормы федерального закона № 415 – ФЗ применяются ко всей древесине, независимо от места рубки.

С 1 июля 2014 года на всей территории Российской Федерации транспортировка древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа. Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на каждую партию перевозимой древесины, за исключением древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд. Любая перевозка древесины без соответствующих сопроводительных документов незаконна!

С 1 июля 2014 г. государственные лесные инспектора Ростовской области контролируют транспортировку древесины и оформление сопроводительного документа на транспортировку древесины в пределах своих полномочий. Обращаем внимание на правильность заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины, т.к. предусмотрены жесткие меры за нарушение законодательства вплоть до конфискации перевозимой древесины и транспортного средства.

С 1 января 2015 года обязательным стал: учет всей срубленной древесины; поштучная маркировка дуба, бука и ясеня при экспорте; подача лесной декларации и отчета об использовании леса в электронном виде.

С 1 июля 2015 года необходимо декларирование сделки с древесиной в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС).

Ответственность за нарушения упомянутых норм вступила в силу с 01.01.2016 года.

Административная ответственность за перевозку древесины без сопроводительных документов и нарушения порядка ее учета:

Статья 8.28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней

1. Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Нарушение порядка учета древесины –  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины –  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой.

5. Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц – от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.

 

Результаты деятельности государственного лесного надзора

2014 год

 В период с 01.01.2014 по 31.12.2014 на территории лесов Ростовской области государственными лесными инспекторами выявлено 625 нарушений законодательства, в том числе:

1. Административные правонарушения в сфере лесного законодательства – 466 шт., а именно:
- по ст. 7.9 КоАП РФ (Самовольное занятие лесных участков) – 176 шт.;
- по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ (Нарушение правил использования лесов) – 17 шт.;
- по ст. 8.26 КоАП РФ (Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов) – 28 шт.;
- по ст. 8.31 КоАП РФ (Нарушение правил санитарной безопасности в лесах) – 141 шт.;
- по ст. 8.28 КоАП РФ (Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан) – 34 шт.;
- по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах) – 61 шт.;
- по ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ (Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра) – 1 шт;
- по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима) – 8 шт.

2. Административные правонарушения в сфере против порядка управления – 159 шт., а именно:
- по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ (Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) – 1 шт.;
- по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) – 17 шт.;
- по ст. 19.6 КоАП РФ (Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения) – 1 шт.;
- по ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации)) – 52 шт., переданы на рассмотрение в суд;
- по ст. 20.25 КоАП РФ (Уклонение от исполнения административного наказания) – 88 шт., переданы на рассмотрение в суд.

Объем незаконно заготовленной древесины в результате совершения административных правонарушений составил 32,7 м3, при этом ущерб, причиненный лесам, составил 35,3 тыс. руб.
Ущерб, причиненный лесам в результате иных нарушений лесного законодательства, составил 236,8 тыс. руб.

Наибольшее количество административных правонарушений выявлено на территории: Верхнедонского района (37 шт.), Миллеровского района (33 шт.), Тарасовского района (39 шт.), Шолоховского отдела (54 шт.).
Кроме того, выявлено 35 незаконных рубок, содержащих признаки уголовного преступления, на территории: Аксайского района (2 шт.), Багаевского района (3 шт.), Белокалитвинского района (6 шт.), Верхнедонского района (1 шт.), Волгодонского района (4 шт.), Зимовниковского района (2 шт.), Каменского района (3 шт.), Константиновского района (1 шт.), Матвеево-Курганского района (1 шт.), Миллеровского района (1 шт.), Морозовского района (1 шт.), Обливского района (2 шт.), Орловского района (5 шт.), Семикаракорского района (1 шт.), Тацинского района (1 шт.), Шолоховского района (1 шт.).
В результате возбуждено 30 уголовных дел.
Объем незаконно заготовленной древесины в результате незаконных рубок, содержащих признаки уголовного преступления, составил 104,2 м3 . При этом ущерб, причиненный лесам, составил 3643,2 тыс. руб.
К уголовной ответственности привлечено 24 человека.

 
2015 год

 В период с 01.01.2015 по 31.12.2015 на территории лесов Ростовской области государственными лесными инспекторами выявлено 646 нарушений лесного законодательства, в том числе:

1. Административные правонарушения в сфере лесного законодательства – 497 шт., а именно:
- по ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ (Уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков) – 1 шт.;
- по ст. 7.9 КоАП РФ (Самовольное занятие лесных участков) – 51 шт.;
- по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ (Нарушение правил использования лесов) – 47 шт.;
- по ст. 8.26 КоАП РФ (Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов) – 160 шт.;
- по ст. 8.31 КоАП РФ (Нарушение правил санитарной безопасности в лесах) – 72 шт.;
- по ст. 8.28 КоАП РФ (Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан) – 49 шт.;
- по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах) – 102 шт.;
- по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима) – 14 шт.;
- по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека) – 1 шт.

2. Административные правонарушения в сфере против порядка управления – 149 шт., а именно:
- по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) – 2 шт.;
- по ст. 19.6 КоАП РФ (Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения) – 2 шт.;
- по ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации)) – 65 шт., переданы на рассмотрение в суд;
- по ст. 20.25 КоАП РФ (Уклонение от исполнения административного наказания) – 80 шт., переданы на рассмотрение в суд.

Объем незаконно заготовленной древесины в результате совершения административных правонарушений составил 29,9 м3, при этом ущерб, причиненный лесам, составил 55,5 тыс. руб.
Ущерб, причиненный лесам в результате иных нарушений лесного законодательства, составил 111,7 тыс. руб.

Наибольшее количество административных правонарушений выявлено на территории: Багаевского района (31 шт.), Верхнедонского района (30 шт.), Каменского района (55 шт.), Шолоховского района (64 шт.).
Кроме того, выявлено 27 незаконных рубок, содержащих признаки уголовного преступления, на территории: Багаевского района (3 шт.), Белокалитвинского района (2 шт.), Волгодонского района (12 шт.), Каменского района (2 шт.), Кашарского района (1 шт.), Константиновского района (1 шт.), Миллеровского района (1 шт.), Орловского района (3 шт.), Чертковского района (1 шт.), Шолоховского района (1 шт.).
В результате возбуждено 26 уголовных дел.
Объем незаконно заготовленной древесины в результате незаконных рубок, содержащих признаки уголовного преступления, составил 41,9 м3 . При этом ущерб, причиненный лесам, составил 895,9 тыс. руб.
К уголовной ответственности привлечено 15 человек.

2016 год

  В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 на территории лесов Ростовской области государственными лесными инспекторами выявлено 589 нарушения лесного законодательства, в том числе:

1. Административные правонарушения в сфере лесного законодательства – 4566 шт., а именно:
- по ст. 7.9 КоАП РФ (Самовольное занятие лесных участков) – 5 шт.;
- по ст. 8.25 КоАП РФ (Нарушение правил использования лесов) – 11 шт.;
- по ст. 8.26 КоАП РФ (Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов) – 200 шт.;
- по ст. 8.31 КоАП РФ (Нарушение правил санитарной безопасности в лесах) – 43 шт.;
- по ст. 8.28 КоАП РФ (Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан) – 61 шт.;
- по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах) – 124 шт.;
- по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима) – 12 шт.

2. Административные правонарушения в сфере против порядка управления – 134 шт., а именно:
- по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) – 8 шт.;
- по ст. 19.6 КоАП РФ (Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения) – 4 шт.;
- по ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации)) – 52 шт., переданы на рассмотрение в суд;
- по ст. 20.25 КоАП РФ (Уклонение от исполнения административного наказания) – 70 шт., переданы на рассмотрение в суд.

Объем незаконно заготовленной древесины в результате совершения административных правонарушений составил 38,8 м3, при этом ущерб, причиненный лесам, составил 54,3 тыс. руб.
Ущерб, причиненный лесам в результате иных нарушений лесного законодательства, составил 62,7 тыс. руб.

Наибольшее количество административных правонарушений выявлено на территории: Верхнедонского района (41 шт.), Каменского района (59 шт.), Миллеровского района (33 шт.), Тарасовского района (36 шт.), Шолоховского района (49 шт.).
Кроме того, выявлено 34 незаконные рубки, содержащих признаки уголовного преступления, на территории: Багаевского района (4 шт.), Белокалитвинского района (3 шт.), Верхнедонского района (2 шт.), Волгодонского района (8 шт.), Каменского района (3 шт.), Константиновского района (1 шт.), Миллеровского района (1 шт.), Морозовского района (4 шт.), Обливского района (1 шт.), Семикаракорского района (1 шт.), Тацинского района (1 шт.), Цимлянского района (2 шт.), Чертковского района (1 шт.), Шолоховского района (2 шт.).
В результате возбуждено 25 уголовных дел.
Объем незаконно заготовленной древесины в результате незаконных рубок, содержащих признаки уголовного преступления, составил 120,1 м3 . При этом ущерб, причиненный лесам, составил 4349,5 тыс. руб.
К уголовной ответственности привлечено 17 человек.

за январь – июнь 2017 года

В период с 01.01.2017 по 30.06.2017 на территории лесов Ростовской области государственными лесными инспекторами выявлено 288 нарушений законодательства, в том числе:

1. Административные правонарушения в сфере лесного законодательства – 217 шт., а именно:

- по ст. 7.9 КоАП РФ (Самовольное занятие лесных участков) – 5 шт.;

- по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ (Нарушение правил использования лесов) – 8 шт.;

- по ст. 8.26 КоАП РФ (Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов) – 83 шт.;

- по ст. 8.31 КоАП РФ (Нарушение правил санитарной безопасности в лесах) – 1 шт.;

- по ст. 8.28 КоАП РФ (Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан) – 39 шт.;

- по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах) – 61 шт.;

2. Административные правонарушения в сфере против порядка управления – 71 шт., а именно:

- по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) – 2 шт.;

- по ст. 19.6 КоАП РФ (Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения) – 1 шт.;

- по ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации)) – 43 шт., переданы на рассмотрение в суд;

- по ст. 20.25 КоАП РФ (Уклонение от исполнения административного наказания) – 25 шт., переданы на рассмотрение в суд.

Объем незаконно заготовленной древесины в результате совершения административных правонарушений составил 25,408 м3, при этом ущерб, причиненный лесам, составил 32,009 тыс. руб.

Ущерб, причиненный лесам в результате иных нарушений лесного законодательства, составил 41,655 тыс. руб.

Наибольшее количество административных правонарушений выявлено на территории: Каменского района (20 шт.), Цимлянского района (18 шт.), Шолоховского района (16 шт.), Семикаракорского района (15 шт.).

Кроме того, выявлено 5 незаконных рубок, содержащих признаки уголовного преступления, на территории: Белокалитвинского района (1 шт.), Волгодонского района (2 шт.), Красносулинского района (1 шт.), Чертковского района (1 шт.).

В результате возбуждено 3 уголовных дела.

Объем незаконно заготовленной древесины в результате незаконных рубок, содержащих признаки уголовного преступления, составил 6,009 м3 . При этом ущерб, причиненный лесам, составил 298,152 тыс. руб.

К уголовной ответственности привлечено 2 человека.

Правовое информирование и правовое просвещение населения
(ст. 9 Областного закона Ростовской области от 24.12.2012 № 1017-ЗС)


Государственные лесные инспектора управления развития лесного хозяйства в пределах своих полномочий осуществляют:
Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
Проведение плановых и внеплановых проверок по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
При проведении плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок осуществляет:
- контроль исполнения лесопользователями условий договоров аренды лесных участков, безвозмездного срочного пользования лесными участками, постоянного бессрочного пользования лесными участками и договоров купли-продажи лесных насаждений, условий проектов освоения лесов, лесохозяйственных регламентов лесничеств;
- контроль исполнения условий договоров (контрактов), государственного задания по осуществлению мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов;
- иные контрольные мероприятия, предусмотренные законодательством.
Организацию патрулирования территорий лесного фонда межрайонными отделами управления.
Рассмотрение обращений граждан, юридических лиц и иной информации по вопросам, связанным с нарушениями лесного законодательства.
Взаимодействие с федеральными и областными органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам компетенции отдела.
Сбор, анализ, обобщение статистической и оперативной информации по направлению деятельности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 областного закона Ростовской области от 24.12.2012 № 1017-ЗС «О бесплатной юридической помощи в Ростовской области», в целях правового информирования и правового просвещения населения сообщаю:
В соответствии со ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления
(ст. 30.3 КоАП РФ).

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)

Лесной кодекс Российской Федерации»;
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Федеральный закон от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве»;
постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах»;
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.06.2016 № 375 «Об утверждении Правил лесовосстановления»;
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 185 «Об утверждении Правил ухода за лесом»;
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.12.2014 № 573 «Об установлении Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме»;
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме»;
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 20.01.2015 № 28 «Об установлении Порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его формы»;
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.06.2016 № 362 «Об установлении Порядков представления отчета об охране лесов и отчета о защите лесов и их форм»;
приказ Минприроды России от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 № 515 «Об утверждении порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства  от 19.07.2011 № 308 «Об утверждении правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 № 509 «Об утверждении правил использования лесов для ведения сельского хозяйства»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 № 510 «Об утверждении правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений»; 
приказ Федерального агентства лесного хозяйства  от 05.12.2011 № 511 «Об утверждении правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства  от 05.12.2011 № 512 «Об утверждении правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства  от 23.12.2011 № 548 «Об утверждении правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства  от 10.01.2012 № 1 «Об утверждении Правил лесоразведения»;
приказ Федерального агентства лесного хозяйства  от 21.02.2012 № 62 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности»;
Областной закон Ростовской области от 03.08.2007 № 746-ЗС «О регулировании лесных отношений в Ростовской области».