Министерство природных ресурсов
и экологии Ростовской области (Минприроды РО)

Государственный надзор



Виды надзора

  • региональный государственный экологический надзор осуществляемый:

- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

- в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

- в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, в пределах компетенции управления;

  • государственный лесной надзор,
  • государственный пожарный надзор,
  • государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания,
  • государственный охотничий надзор.

Показатели результативности и эффективности осуществления регионального государственного экологического надзора

Информация об осуществлении государственного охотничьего надзора и государственного надзора в области охраны объектов животного мира и среды их обитания в 1 квартале 2018 года.

Государственными инспекторами Ростовской области в области охраны окружающей среды в 1 квартале 2018 года выявлено 280 нарушений законодательства, из них:

  • нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ) - 257 протоколов;
  • повторное нарушение правил охоты в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи (ч. 1.1 ст. 8.37 КоАП РФ) - 4 протокола об АП;
  • осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты (ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ) - 1 протокол об АП;
  • нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ) - 7 протокола об АП;
  • нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.33 КоАП РФ) – 3 протокола об АП;
  • нарушение порядка действий по предотвращению выжигания сухой растительности (ст. 4.5 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях») - 1 протокол об АП;
  • уклонение от исполнения административного наказания (ст. 20.25 КоАП РФ) - 6 протоколов об АП;
  • невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) (ст. 19.5 КоАП РФ) - 1 протокол об АП.

Таким образом, основным нарушением в области охоты, совершаемым на территории Ростовской области, является нарушение правил охоты.

Минприроды Ростовской области принимаются своевременные меры по привлечению к ответственности нарушителей. Так, государственными инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды в 1 квартале 2018 года рассмотрено 279 административных дела, наложено административных штрафов на сумму 269,0 тыс. руб.

Перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере государственного охотничьего надзора и государственного надзора в области охраны использования объектов животного мира и среды обитания.

Перечень типовых нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора

Анализ выявленных правонарушений позволяет сделать следующие выводы:

- практически все выявленные нарушения связаны с низким уровнем организации природоохранной деятельности на предприятиях, отсутствием предусмотренных законодательством учетных, инструктивных, нормативных и разрешительных документов, определяющих порядок организации и ведения природоохранной деятельности;

- основная масса выявляемых случаев нарушения природоохранного законодательства не связана с непосредственным негативным воздействием на окружающую среду.

Наиболее характерными нарушениями, выявляемыми в ходе проведения проверок хозяйствующих субъектов, являются:

- по статье 7.3 КоАП РФ: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого недропользователь должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке; недропользование без соответствующего разрешения (лицензии), в том числе добыча подземных вод из скважин без разрешения (лицензии) (ст.11, 12, 22 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»);

- по статье 8.1 КоАП РФ: отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, непроведение ее в установленные сроки либо, проведение инвентаризации в неполном объеме; отсутствие мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; отсутствие производственного контроля в области охраны окружающей среды, не предоставления в соответствующий орган исполнительной власти информации о его результатах и об ответственных лицах (ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.34, 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

- по статье 8.2 КоАП РФ: отсутствие производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; отсутствие ведения учета и отчетности образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; отсутствие у работников, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими свидетельствами (сертификатами) на право работы; отсутствие паспорта отходов I - IV класса опасности - документа, удостоверяющего принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащего сведения об их составе (ст. 15, 16, 19, 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

-по статье 8.12.1 КоАП РФ: ограничение свободного доступа граждан к береговой полосе общего пользования (ст.6 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ);

-по статье 8.13 КоАП РФ: нарушения, связанные с превышением сбросов в водные объекты по сравнению с установленными нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (ст.56 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ);

-по статье 8.41 КоАП РФ: невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

- по статье 8.21 КоАП РФ: выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником без специального разрешения (ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);

-по статье 8.42 КоАП РФ: размещение отходов в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов; распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов (ст.65 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ).


- Показатели результативности и эффективности осуществления регионального государственного экологического надзора Ростовской области за 1 полугодие 2017 года

- Реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду

- Приказ минприроды Ростовской области от 21.09.2017 № ПР-229 «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 13.02.2017 № ПР-33 «Об утверждении методики определения результативности и эффективности регионального государственного экологического надзора»

- Постановление министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 18.01.2018 № П-1 «Об утверждении форм проверочных листов при осуществлении регионального государственного экологического надзора»

 - Проверочные листы (списки контрольных вопросов) при осуществлении регионального государственного экологического надзора

- Реквизиты для перечисления денежных взысканий (штрафов, ущербов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды