Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (минприроды РО)

Обращение с отходами



Задача реформирования сферы обращения с отходами, прежде всего с твердыми коммунальными отходами, уже долгое время является предметом особого внимания на всех уровнях власти.

Для решения данной задачи Приказом Минприроды России от 14.08.2013 № 298 утверждена Стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации.

Во исполнение данной Стратегии с 1 января 2016 года внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части распределения компетенции органов власти в сфере обращения с отходами. Результатом стала передача основных полномочий субъектам Российской Федерации. Компетенция муниципальных образований в данной сфере существенным образом уменьшена. Органы местного самоуправления исключаются из организации деятельности по обращению с отходами, при этом допускается их участие в данном процессе.

Реализация новых полномочий по обращению с отходами входит в компетенцию нескольких региональных государственных органов исполнительной власти: министерство ЖКХ области, минприроды Ростовской области, Региональная служба по тарифам.

Одним из полномочий является разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – территориальная схема обращения с отходами).

Данное полномочие закреплено за минприроды Ростовской области.

Разработанная территориальная схема обращения с отходами согласована с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу и утверждена постановлением минприроды Ростовской области от 26.08.2016 № П-34.

Территориальная схема обращения с отходами состоит из следующих основных разделов:

- Нахождение источников образования отходов.

- Количество образующихся отходов.

- Целевые показатели по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

- Места сбора и накопления отходов.

- Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

- Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

- Схема потоков отходов.

- Направления развития системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В данной схеме зафиксированы принятые и планируемые решения по развитию в целом системы организации и осуществления деятельности по обращению с отходами. Учтен принцип зонирования территории области, включающий строительство 8 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (Волгодонской, Мясниковский, Красносулинский, Новочеркасский, Морозовский, Сальский, Неклиновский, Миллеровский), в состав которых будет входить современный полигон по захоронению брикетов неутильной части твердых коммунальных отходов, мусороперегрузочные и мусоросортировочные станции, производственные участки по переработке вторичных материальных ресурсов.

Частью территориальной схемы обращения с отходами является ее электронная модель, представляющая собой геоинформационную систему.

Она создана для упрощенного получения всеми заинтересованными лицами информации, содержащейся в территориальной схеме обращения с отходами.

Территориальная схема обращения с отходами является основой для перехода Ростовской области на новую систему по обращению с твердыми коммунальными отходами и введения института региональных операторов.

Важным моментом является необходимость периодической актуализации сведений, содержащихся в территориальной схеме обращения с отходами.

Для упрощения сбора информации, необходимой для обновления данных территориальной схемы обращения с отходами принят новый Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления. Для обеспечения его ведения разработана и размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте минприроды Ростовской области (минприродыро.рф) информационная система «Региональный кадастр отходов производства и потребления».

Информационная система позволяет осуществлять сбор от органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей первичных сведений об образовании и движении отходов производства и потребления путем самостоятельного заполнения ими необходимых сведений в электронном виде.

Согласно новому Порядку ведения кадастра отходов органами местного самоуправления представлена информация о наличии на территории региона на 1 января 2018 года 268 мест захоронения отходов, подлежащих рекультивации.

В основном – это свалки твердых коммунальных отходов, которые были созданы и введены в эксплуатацию органами местного самоуправления в период 60 - 80-х годов прошлого столетия. Поскольку данные свалки твердых коммунальных отходов не соответствуют требованиям, они не могут быть узаконены (включены в государственный реестр объектов размещения отходов).

В соответствии с требованиями федерального законодательства ответственность за их ликвидацию (рекультивацию) лежит на органах местного самоуправления.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Информация по вопросу вступления в силу с 01.01.2019 изменений
в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

 С 1 января 2015 года в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» введен новый термин – «твердые коммунальные отходы».

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам (ТКО) также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 30 Жилищный Кодекс Российской Федерации, далее – ЖК РФ).

Организация, осуществляющая управление многоквартирным домом (МКД), не вправе отказываться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).

При непосредственном способе управления МКД собственники помещений в МКД заключают договоры с региональным оператором по обращению с ТКО от своего имени (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ).

Согласно п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ (Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290) к работам по содержанию мест накопления ТКО относятся:

организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;

организация сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Таким образом, коммунальная услуга по обращению с ТКО включает в себя весь цикл обращения с такими отходами и в МКД оказывается региональным оператором.

Также необходимо иметь в виду следующее.

Плата за обращение с ТКО включена в состав платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разд. XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора на срок не более чем 10 лет (ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Управляющие организации (УО), товарищества собственников жилья (ТСЖ), кооперативы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором (ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ).

При непосредственном управлении собственники заключают договоры напрямую с региональным оператором (ч. 11.1 ст. 161 ЖК РФ).

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за оказание коммунальной услуги начиная от места накопления ТКО, если иное не установлено договором (ч. 15.1 ст. 161 ЖК РФ).

Формально уже с 1 января 2016 года обращение с ТКО - коммунальная услуга (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

С 14 марта 2017 года вступили в силу изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, Правила содержания общего имущества и другие подзаконные акты. В результате изменился порядок предоставления услуги по вывозу мусора и расчета платы за нее (Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 № 232). Однако на практике переход на новую систему вывоза мусора будет производиться поэтапно.

В соответствии с ч. 20 ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории этого субъекта, но не позднее 1 января 2019 года.

Таким образом, с момента наступления указанных событий собственники помещений в МКД будут обязаны вносить плату за обращение с ТКО как за коммунальную услугу.

УО, ТСЖ, кооперативы должны обеспечивать содержание мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в соответствии с установленными требованиями (пп. «д(2)» п. 11 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

С 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов наделяются полномочиями по:

- созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации;

- организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

  • Документы
  • Новости
  • События
  • Проекты
  • Доклады и выступления
  • Вопросы и ответы
  • Видеогалерея
  • Наименование:
    Дата документа:
    Номер документа:
    Издающий орган:
    Тип документа:
    Уровень документа:
    Проект:

    Раздел находится в стадии наполнения.

  • Наименование:
    Дата публикации:
    Текст новости:
    Проект:

    Началось строительство Красносулинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса

    16 Июля 2018
    34
    0
    Дан старт строительству Красносулинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса (МЭОК). Об этом сообщила заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Ирина Ялтырева.Красносулинский МЭОК будет обслуживать 13 муниципальных образований: города Гуково,...
  • Наименование:
    Дата проведения:
    Описание:
    Проект:

    Раздел находится в стадии наполнения.

  • Наименование:
    Дата проекта:
    Описание:

    Проекты не найдены.

  • Наименование:
    Дата публикации:
    Текст доклада:
    Проект:

    Раздел находится в стадии наполнения.

  • Вопрос:

    В каких случаях необходимо получать лицензию на деятельность в области обращения с отходами производства и потребления при накоплении отходов на территории предприятия? Какой орган государственной власти осуществляет указанное лицензирование?

    Деятельность: Обращение с отходами
  • Наименование:
    Дата публикации:
    Описание:
    Проект:

    Раздел находится в стадии наполнения.