Министерство природных ресурсов
и экологии Ростовской области (Минприроды РО)

Охрана, защита, воспроизводство лесов


1. Состояние лесного фонда Ростовской области в 2016 году

Донской край один из самых малолесных регионов страны (лесистость территории области составляет лишь 2,5%), причем львиную долю этих площадей (70%) занимают не природные, а искусственные леса. Несмотря на тот факт, что лесной фонд Ростовской области расположен на территории 42 административных районов из 43, все леса и представленные для ведения лесного хозяйства земли занимают лишь 2,4% общей территории Ростовской области.

Леса располагаются на землях:

- лесного фонда, их площадь составляет 360,577 тыс. га или 96,3% от общей площади лесов области;

- населенных пунктов, на которых расположены городские леса площадью 14,0 тыс. га или 3,7% от всех лесов.

Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных субъектам Российской Федерации, в том числе функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесных отношений на территории Ростовской области в 2016 году осуществляло министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (минприроды Ростовской области).

Минприроды Ростовской области выполняет функции управления лесным хозяйством, осуществляет лесной надзор, а также пожарный надзор.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества. Приказом Рослесхоза от 22.12.2008 № 399 «Об определении количества лесничеств на территории Ростовской области и установлении их границ» на территории лесного фонда Ростовской области создано 18 лесничеств.

Таблица "Сведения о границах и количестве созданных лесничеств и участковых лесничеств, на территории лесного фонда Ростовской области"

В условиях области с ее низким процентом лесистости, высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства, значительной степенью загрязнения природной среды, донские леса имеют большое природоохранное, водорегулирующее и средосберегающее значение. По целевому значению все леса Ростовской области относятся к защитным лесам.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов в лесах Ростовской области выделены следующие категории защитных лесов.

Леса, расположенные в водоохранных зонах:

- леса, расположенные в водоохранных зонах - 6,7% от общей площади земель лесного фонда. Эти леса предотвращают загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощения их вод.

Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

- леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – 0,4% от общей площади земель лесного фонда. Эти леса создают санитарное благополучие для водных источников, главным образом питьевой воды, обеспечивают перевод поверхностного стока в грунтовый, препятствуют развитию процессов эрозии, защищают водоемы от заиления и загрязнения, уменьшают излишнее испарение воды;

- защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (1,8 %). Защитные полосы лесов защищают дороги от снежных заносов и эрозионных воздействий воды и ветра;

- лесопарковые зоны (1,6 %). Леса указанной категории защитных лесов подчинены единой цели – наиболее полного удовлетворения санитарно-гигиенических и эстетических требований населения Ростовской области. Перед лесами зеленой зоны и лесопарками поставлены задачи создания здоровых условий с красивыми и удобными местами массового отдыха для населения области.

Ценные леса:

- государственные защитные лесные полосы – 2,7 % от общей площади земель лесного фонда. Выделение данной категории защитных лесов соответствует целям сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов;

- противоэрозионные леса – 18,2%. Целевое назначение лесов этой категории – защита полей и других сельхозугодий от ветровой и водной эрозии почв, улучшение микроклимата прилегающих к лесам сельскохозяйственных угодий. Выделение этой категории защитных лесов соответствует целям сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов;

- леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах – 52,1%. Леса на лесостепных и степных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

- леса, имеющие научное или историческое значение – 1,6%, в этих лесах возможно осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных преимущественно на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

- нерестоохранные полосы лесов (7,8%). Категория образована из бывшей категории защитности «Запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб».

2. Организация лесопользования

Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов является платным и на территории Ростовской области осуществляется на условиях аренды лесных участков, праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и безвозмездного срочного пользования.

В 2016 году минприроды Ростовской области проведен 1 аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. По результатам аукциона заключено 15 договоров аренды лесных участков общей площадью 94,4885 га.

Без проведения аукционов в соответствии со ст. 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов) по решению минприроды Ростовской области в 2016 году передано в аренду 17 лесных участков общей площадью 72,3736 га.

В 2016 году было заключено 5 договоров безвозмездного пользования лесными участками для собственных нужд общей площадью 10 га, договоров постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, а также купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд не заключалось.

Таблица " Действующие договора лесопользования на территории земель лесного фонда"

3. Работа по лесовосстановлению

Леса являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в улучшении и защите окружающей среды.

Состояние лесов в Ростовской области определяется особенностями почвенно-климатических условий южной зоны степей, искусственным происхождением большей части насаждений области, обладающих рядом биологических особенностей, а также наличием благоприятных условий для частых вспышек массовых размножений вредителей леса, наличием хронических болезней в искусственно созданных ослабленных древостоях, высокой горимостью лесов в условиях жаркого и сухого климата степей.

Леса Ростовской области, выполняющие не столько лесосырьевую, сколько средообразующую и социальную функции, относятся к защитным лесам. Они выполняют водоохранные, защитные и санитарно-гигиенические функции, т.е. защищают земли от ветровой и водной эрозии, способствуют смягчению воздействия суховеев, засух и пыльных бурь, сохранению малых и больших рек от высыхания, очищению воздуха и выступают как один из природных элементов в борьбе с опустыниванием в восточных районах области, граничащих с Калмыкией.

Из общей площади лесов Ростовской области 70% занимают не природные, а искусственные леса, то есть посаженные и выращенные человеком, на долю естественных приходится не более 30%.

Лесовосстановление в Ростовской области осуществляется путем искусственного создания лесов преимущественно ранней весной механизированной посадкой сеянцев различных пород с открытой корневой системой.

Объем посадки лесных культур в 2016 году составляет 1145 га. Значительная доля посаженных лесных культур на пустырях и прогалинах 971 га или 85% от общей площади посадки, на вырубках и гарях создано 174 га. Фонд лесовосстановления по Ростовской области по состоянию на 01.01.2017 года составляет 30,0 тыс. га.

В 2016 году выполнены мероприятия по дополнению лесных культур на площади 234 га; по агротехническому уходу за лесными культурами на площади 13322 га; по подготовке почвы под создание лесных культур на площади 1329 га. Заготовлено и приобретено 1693 кг лесных семян, в том числе 368 кг ценных хвойных пород; произведен посев питомников на площади 13,96 га; выращено более 6,2 млн. шт. стандартного посадочного материала. Введено в категорию хозяйственно - ценных древесных насаждений 659 га молодняков, в том числе за счет лесных культур – 177 га.

На содержание объектов лесного семеноводства в 2016 году было выделено 492,1 тыс. руб. из федерального бюджета, уходные работы за объектами лесного семеноводства выполнены в полном объеме на площади 40,4 га в Донецком и Тарасовском лесничествах Ростовской области.

Таблица " Динамика показателей по лесовосстановлению"

Рубки ухода проводятся во всех категориях лесов с момента образования насаждений. В зависимости от возраста насаждений различают следующие виды рубок ухода: осветления, прочистки, прореживания и проходные рубки.

Под рубками ухода за лесом понимают систему лесохозяйственных мероприятий, направленную на формирование устойчивых высокопродуктивных хозяйственно ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций, и своевременное использование древесины. В нее входит периодическая вырубка в древостое части деревьев, удаление из насаждений нежелательных мешающих росту главных пород деревьев и создания благоприятных условий для роста лучших деревьев главных пород.

Основными задачами рубок ухода за лесом являются: улучшение породного состава насаждений; повышение устойчивости и качества насаждений; сокращение сроков выращивания технически спелой древесины; усиление защитных, водоохранных, санитарно–гигиенических и других полезных функций леса.

Рубки ухода за молодняками – неотъемлемая составляющая процесса воспроизводства леса.

Рубки ухода за молодняками на территории лесного фонда Ростовской области проводятся за счет средств субвенций федерального бюджета по государственным заданиям, а остальные виды рубок – на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В 2016 году в целом по области рубки ухода в молодняках (осветления и прочистки) выполнены в следующих объемах: осветление при плане 121,2 га - выполнено 121,2 га (100%), прочистки выполнены на площади 305,7 га при плановом показателе 305,7 га, что составляет 100 % от годового плана.

Вместе с тем выполнены сплошные санитарные рубки лесных насаждений на площади 267,0 га, при намеченном объеме 270,1 га. Так же проведены выборочные рубки (прореживание, проходные рубки и выборочно-санитарные): прореживание при плане 690,2 га выполнено 155,5 га, проходные рубки при плане 591,4 га выполнено 160,7 га, выборочно-санитарные рубки при плане 582,6 га выполнено 379,5 га.

Эффективность лесовосстановления во многом зависит от своевременного проведения рубок ухода за молодняками.

Таблица "Динамика выполнения мероприятий по рубкам ухода и санитарно-оздоровительным мероприятиям"

Решение экологических проблем обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства в настоящее время предполагает:

- сохранение экологического разнообразия и экологических функций лесов путем выделения лесов природоохранного назначения (защитных лесов) и обеспечение режима их сохранности;

- разработку системы сохранения биоразнообразия в лесах;

- недопущение деградации и истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов.

Леса в Ростовской области будут сохранены как целостная экологическая система с их биологическим разнообразием, средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными функциями в интересах обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду.

4. Лесные пожары

Лесной пожар – это серьезный удар по природному ландшафту и экологии, материальные расходы, десятки единиц дорогостоящей техники и оборудования, так или иначе задействованных при тушении огня, и рискующие собственной жизнью люди.

В 2016 году на землях лесного фонда области произошло 2 лесных пожаров. По сравнению с 2015 годом, площадь, пройденная пожарами, уменьшилась и составила 1,3 га .

Среднее время тушения уменьшилось с 12,7 часов в 2015 году до 3,1 часов в 2016, средняя площадь пожара в сравниваемые периоды уменьшилась с 21,3 га до 0,65 га.

Таблица "Сравнительная таблица пожаров за 2014-2016 годы"

5. Защита лесов

Защита лесов от вредителей и болезней леса является одним из важнейших мероприятий по повышению продуктивности, сохранению средообразующих функций и улучшению эстетических качеств и иных полезностей лесных насаждений.

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам – на их ликвидацию, которые при определенных условиях, могут нанести вред лесам.

Состояние лесов зависит от многих составляющих – условий произрастания, влияние массовых размножений вредителей и болезней, воздействие неблагоприятных погодных и почвенно-климатических факторов, хозяйственной деятельности человека и прочих биотических и абиотических факторов. Воздействие на лес выше указанных факторов чаще всего имеет комплексный характер.

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах на территории области в 2016 году выполнены следующие мероприятия:

- лесопатологические обследования на площади – 26550 га;

- выборочно-санитарные рубки на площади – 379,5 га;

- сплошные санитарные рубки на площади – 267,0 га;

- очистка лесных насаждений от захламленности – 638,5 га.

В соответствии с планом проведения мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в 2016 году было намечено проведение обработок против рыжего соснового пилильщика на площади 595,7 га. По результатам открытого аукциона заключен государственный контракт на выполнение работы по локализации и ликвидации очагов вредителей на землях лесного фонда Усть-Донецкого лесничества Ростовской области авиационным способом с организмов с применением химических препаратов. Работы были выполнены в полном объеме, эффективность мер по локализации и ликвидации очагов вредных составила 95,4 %.

По результатам обработки на всех обработанных участках эффективность соответствует требованиям методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах, утвержденного Рослесхозом от 09.06.2015 № 182.

Затраты на мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов на территории Ростовской области в 2016 году составили 620,6 тыс. рублей.

Проведенные мероприятия позволили сократить площади очагов вредных организмов и улучшить лесопатологическую ситуацию Ростовской области.

Мерами борьбы в отчетном году ликвидировано очагов вредных организмов на площади 735 га, затухло под воздействием естественных факторов 1342 га.

Несмотря на проведенные мер по ликвидации очагов вредных организмов и затухания ряда очагов под воздействием климатических факторов и болезней, площадь очагов вредных организмов по состоянию на 31.12.2016 года составляет 24,7 тыс. га, в том числе площадь очагов, требующих мер борьбы – 4,9 тыс. га, из них хвоегрызущих – 3,5 тыс. га. Площадь очагов за 2016 год увеличилась на 2,1 тыс.га., всвязи с увеличением площади очагов хвоегрызущих вредителей.

6. Осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального пожарного надзора в лесах

Целью федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах является обеспечение соблюдения требований лесного законодательства, требований пожарной безопасности в лесах, установленных федеральными и областными нормативными правовыми актами.

Порядок исполнения надзорной функции регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

- Лесным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

- Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах»);

- Областным законом от 03.08.2007 № 746-ЗС «О регулировании лесных отношений в Ростовской области»;

- постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 № 320 «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области»;

постановлением Правительства Ростовской области от 04.09.2013 № 554 «Об установлении перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах»;

- постановлением минприроды Ростовской области от 07.07.2015 № П-10 «О внесении изменения в постановление министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 04.06.2014 № П-1»;

‑ Административным регламентом исполнения минприроды Ростовской области государственной функции «Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений, федерального государственного пожарного надзора в лесах», утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2014 № 888.

Штатная численность специалистов минприроды Ростовской области, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, составляет 144 человека. Все государственные лесные инспектора являются государственными гражданскими служащими Ростовской области.

В целях осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах минприроды Ростовской области проводится патрулирование территории лесного фонда области, плановые и внеплановые проверки лесопользователей.

Ежегодно управлением развития лесного хозяйства минприроды Ростовской области по каждому из 18 лесничеств разрабатываются и утверждаются маршруты патрулирования. В усиленном режиме патрулирование лесного фонда Ростовской области осуществляется в пожароопасный и предновогодний периоды. Патрулирование лесного фонда проводится государственными лесными инспекторами совместно с сотрудниками органов внутренних дел и членами муниципальных казачьих дружин на основании действующего «Соглашения о совместных действиях минприроды Ростовской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» в сфере противодействия нарушениям лесного законодательства и охраны лесов от пожаров». При этом до 75 % нарушений выявляется именно в ходе мероприятий по патрулированию лесного фонда. Более подробная информация о патрулировании представлена в таблице 1.

Таблица 1"Информация о патрулировании территории лесного фонда Ростовской области за 2014-2016 гг."

При осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах государственными лесными инспекторами в 2016 году проведено 22 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (из них плановых - 16, внеплановых - 6); в 2015 году проведено 39 контрольных мероприятия (из них плановых - 25, внеплановых - 14); в 2014 году – 33 проверки (из них плановых - 16, внеплановых - 17).

Более подробная информация об итогах осуществления надзорной функции в динамике за период с 2014 по 2016 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2 "Итоги осуществления надзорной функции за период с 2014 по 2016 гг."

Согласно представленным данным можно сделать следующие выводы: в анализируемом периоде изменилась структура выявленных правонарушений. Так, в 2014-2015 гг. преобладали нарушения в части самовольного занятия лесных участков либо правил использования лесов для ведения сельского хозяйства (соответственно 28 % в 2014 году и 25 % в 2015 году). Тогда как в 2016 году 34 % от общего количества выявленных правонарушений приходится на нарушения правил использования лесов для ведения сельского хозяйства.

Одним из основных направлений в сохранении лесов Ростовской области является противодействие незаконной заготовке и обороту древесины. Специфика незаконной заготовки древесины на территории области заключается в незаконных рубках лесных насаждений гражданами в отопительный сезон и рубках хвойных деревьев в предновогодний период.

Таблица 3 "Информация о незаконных рубках лесных насаждений, выявленных на землях лесного фонда Ростовской области за 2014-2016 гг."

Сначала 2016 года в Ростовской области было выявлено 95 случаев незаконных рубок деревьев, в том числе 34, имеющие признаки уголовных преступлений (вред свыше 5,0 тыс. рублей). Общий вред, причиненный лесному хозяйству незаконными рубками в отчетном периоде, составил 4403,8 тыс. рублей. По всем случаям, имеющим признаки уголовных преступлений, материалы направлены в правоохранительные органы. По 24 случаям возбуждены уголовные дела. К уголовной ответственности в 2016 году привлечено 15 лиц, по 1 случаю уголовное производство прекращено в связи с примирением сторон, по 1 случаю уголовное производство прекращено в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Возмещение нарушителями вреда в добровольном порядке в 2016 году составило 280,2 тыс. рублей. Взыскание оставшейся суммы вреда производится в судебном порядке.

Минприроды Ростовской области при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах в 2016 году достигнуты следующие целевые прогнозные показатели:

1) выявляемость нарушений лесного законодательства – 98 %, при запланированном значении показателя – 98 %;

2) количество выявленных виновников нарушений лесного законодательства на территории субъекта Российской Федерации – 613 шт., при запланированном значении показателя – 610 шт.;

3) общее количество зарегистрированных нарушений лесного законодательства на территории субъекта Российской Федерации – 624 шт., при запланированном значении показателя – 622 шт.;

4) возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства – 8,8 %, при запланированном значении показателя – 7,1 %;

5) сумма возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства на территории субъекта Российской Федерации – 394,6 тыс. руб., при запланированном значении показателя – 351,0 тыс. руб.;

6) общая сумма нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства на территории субъекта Российской Федерации – 4 466,5 тыс. руб., при запланированном значении показателя – 3 950,0 тыс. руб.

На основе анализа показателей, характеризующих оценку эффективности федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, минприроды Ростовской области в 2016 году достигнуты положительные результаты.

7. Изменения в нормативных правовых актах Ростовской области в сфере охраны окружающей среды

В 2016 году приняты поправки в Областной закон от 3 августа 2007 года № 746-ЗС «О регулировании лесных отношений в Ростовской области» в части признания утратившими силу отдельных положений в сфере регулирования лесных отношений. Поправки приняты в целях приведения областного законодательства в соответствие с Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства».

8. Основные итоги реализации мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, включенных в государственные программы Ростовской области

В Ростовской области реализация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов 2016 году осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие лесного хозяйства в Ростовской области» государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование".

Объем финансирования на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений на 2016 год с учетом оптимизации расходов составил 227,1 млн. рублей. Выделенные средства освоены в полном объеме. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесных насаждений выполнены в полном объеме.

В 2016 году заложено лесных культур на площади 1145,3 га. Выполнены мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов на площади около 0,6 тыс. га.