Министерство природных ресурсов
и экологии Ростовской области (Минприроды РО)

Обращение с отходами


Задача реформирования сферы обращения с отходами, прежде всего с твердыми коммунальными отходами, уже долгое время является предметом особого внимания на всех уровнях власти.

Для решения данной задачи приказом Минприроды России от 14.08.2013 № 298 утверждена Стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации.

Во исполнение данной Стратегии с 1 января 2016 года внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части распределения компетенции органов власти в сфере обращения с отходами. Результатом стала передача основных полномочий субъектам Российской Федерации. Компетенция муниципальных образований в данной сфере существенным образом уменьшена. Органы местного самоуправления исключаются из организации деятельности по обращению с отходами, при этом допускается их участие в данном процессе.

Реализация новых полномочий по обращению с отходами входит в компетенцию нескольких региональных государственных органов исполнительной власти: министерство ЖКХ области, минприроды Ростовской области, Региональная служба по тарифам.

Ключевым полномочием является разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Данное полномочие закреплено за минприроды Ростовской области.

Своевременно начатая работа по его реализации позволила Ростовской области войти в первую пятерку субъектов Российской Федерации, которыми обеспечена разработка и согласование территориальной схемы обращения с отходами с уполномоченным органом государственной власти, что было отмечено на федеральном уровне.

Разработанная территориальная схема обращения с отходами согласована с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу и утверждена постановлением минприроды Ростовской области от 26.08. 2016 № П-34.

Территориальная схема обращения с отходами состоит из следующих основных разделов:

1. Нахождение источников образования отходов.

2. Количество образующихся отходов.

3. Целевые показатели по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

4. Места сбора и накопления отходов.

5. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

6. Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

7. Схема потоков отходов.

8. Направления развития системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В данной схеме зафиксированы принятые и планируемые решения по развитию в целом системы организации и осуществления деятельности по обращению с отходами. Учтен принцип зонирования территории области, включающий строительство 8 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (Волгодонской, Мясниковский, Красносулинский, Новочеркасский, Морозовский, Сальский, Неклиновский, Миллеровский), в состав которых будет входить современный полигон по захоронению брикетов неутильной части твердых коммунальных отходов, мусороперегрузочные и мусоросортировочные станции, производственные участки по переработке вторичных материальных ресурсов.

Наличие территориальной схемы обращения с отходами сыграет важную роль для решения задач по недопущению образования несанкционированных свалок.

Частью территориальной схемы обращения с отходами является ее электронная модель, представляющая собой геоинформационную систему.
Она создана для упрощенного получения всеми заинтересованными лицами информации, содержащейся в схеме.

Территориальная схема является основой для перехода Ростовской области на инновационную систему по обращению с твердыми коммунальными отходами и введения института региональных операторов.

Важным моментом является необходимость периодической актуализации сведений, содержащихся в территориальной схеме обращения с отходами.

Для упрощения сбора информации, необходимой для обновления данных территориальной схемы принят новый Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления. Для обеспечения его ведения разработана и размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте минприроды Ростовской области (минприродыро.рф) информационная система «Региональный кадастр отходов производства и потребления».

Информационная система позволяет осуществлять сбор от органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей первичных сведений об образовании и движении отходов производства и потребления путем самостоятельного заполнения ими необходимых сведений в электронном виде.

Согласно новому Порядку ведения кадастра отходов органами местного самоуправления представлена информация о наличии на территории региона
на 1 января 2017 года 282 мест захоронения отходов, подлежащих рекультивации.

В основном – это локальные несанкционированные и стихийные свалки твердых коммунальных отходов, образование которых обусловлено тем, что в большинстве сельских населенных пунктов области не действует система планово-регулярной очистки территорий. Остальная часть – это свалки твердых коммунальных отходов, которые были созданы и введены в эксплуатацию органами местного самоуправления в период 60 - 80-х годов прошлого столетия. Поскольку данные свалки твердых коммунальных отходов не соответствуют требованиям, они не могут быть узаконены (включены в государственный реестр объектов размещения отходов). Ответственность за их ликвидацию (рекультивацию) лежит на муниципалитетах (как собственников земельных участков, на которых они расположены).