Лесное хозяйство
Остальные площади, удобные для обработки, либо распаханы, либо в разной степени выбиты скотом. Донской край один из самых малолесных регионов страны (лесистость территории области составляет 2,4%, при том что лесистость Южного федерального округа – 6,2%, Российской Федерации - 46,5 %), меньше только в Астраханской области (1,8%) и Республики Калмыкия (0,2%). Львиную долю этих площадей (70%) занимают не природные, а искусственные леса.
Леса располагаются на землях: - лесного фонда, их площадь составляет 360,6 тыс. га или 96,3% от общей площади лесов области; - населенных пунктов, на которых расположены городские леса площадью 14,0 тыс. га или 3,7% от всех лесов. Наибольшие площади лесов сосредоточены в центральной и северной зонах области.
Все леса области отнесены к защитным лесам, основное их назначение — выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций. Из общей площади лесов Ростовской области на долю естественных приходится не более 30%. Они делятся на байрачные (произрастающие в балках; пойменные (произрастающие в поймах рек); аренные (произрастающие на песчаных массивах). Наша область по праву считается родиной степного лесоразведения в России.
Первые лесные массивы были заложены в области в начале 20-го столетия на Верхнем Дону с целью предотвращения движущихся песков; первые защитные лесные насаждения — в Сальской степи, зерносовхозе «Гигант» — с целью защиты земель от пагубных ветров, ветровой эрозии. Сегодня площадь лесного фонда области составляет 360,6 тыс.га, в том числе покрытая лесом площадь — или собственно леса 236,7 тыс.га. Лесные массивы расположены крайне неравномерно — в пределах административных районов лесистость колеблется от 12,5% (Шлоховский) до 0,1% (Заветинский).
Основными лесообразующими породами является дуб и сосна. Земли лесного фонда области находятся в собственности Российской Федерации. Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по:
1) разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
3) выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организации использования лесов, их охране (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защите (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводству (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
5) ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
7) установлению переня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;
8) учету древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда. Исполнение указанных полномочий в области возложено на министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области
Леса области несут большую рекреационную нагрузку — на тысячу жителей приходится всего лишь 55 га леса.
-
-
-
Воспроизводство лесов – комплекс мероприятий по лесовосстановлению и уходу за лесами. На землях лесного фонда Ростовской области с целью воспроизводства лесов осуществляются следующие мероприятия: искусственное лесовосстановление, агротехнический уход за лесными культурами, дополнение лесных культур,...
-
Информация о лесных питомниках Ростовской области...
-
Информация о землях, предназначенных для «компенсационного» лесовосстановления и лесоразведения, которые могут представляться для компенсационного лесовосстановления и лесоразведения лицам, у которых возникла обязанность на территории Ростовской области Информация о землях, предназначенных для «компенсационного»...
-
-
-
-
Установление публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 № 320 «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области» министерство осуществляет...
-
-
Лесохозяйственные регламенты утверждены приказом министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 25.09.2018 № ПР-176, вступают в действие с 13.12.2018.Лесохозяйственный регламент Боковского лесничестваЛесохозяйственный регламент Верхнедонского лесничестваЛесохозяйственный регламент...
-
С 1 января 2025 года ведение государственного лесного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством лесного хозяйства). Сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, за исключением сведений, доступ к которым ограничен Правительством...
-
- Реквизиты для перечисления платы за использование лесов в соответствии с договорами аренды лесных участков и договорами купли-продажи лесных насаждений; платы по начисленной неустойке (пени, штрафы) за нарушение условий договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений;...
-
Региональные документы: прочие
-
-
-
-
Раздел находится в стадии наполнения
-
Проект освоения лесов формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Графическая (в том числе картографическая) информация формируется в виде файла (многоцветный формат (не менее чем 24-битном цветовом пространстве) Png или Jpeg, с разрешением не менее 1920 x 1080 с количеством мегапикселей 2.
Создание XML-схем осуществляется в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждаемыми в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Проект освоения лесов или дополнение к проекту освоения лесов представляется в минприроды Ростовской области форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы, предназначенной для централизованного создания и хранения ключей усиленной электронной подписи, а также их дистанционного применения владельцами квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи, или усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг или иных информационных технологий взаимодействия с органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений, определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо через официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
В соответствии с пунктом 7 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» - экспертиза проводится в течение не более чем 15 рабочих дней со дня поступления проекта освоения лесов в министерство.
Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов (за исключением государственной или муниципальной экспертизы изменений в проект освоения лесов при использовании лесов в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса, а также государственной или муниципальной экспертизы изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования) проводится в течение не более чем 8 рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.Экспертиза, государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов при использовании лесов в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса проводятся в течение не более чем 11 рабочих дней со дня поступления соответственно проекта освоения лесов, изменений в проект освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем 10 рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.Решение о проведении аукциона на право заключение договора аренды лесного участка или об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в разделе: Деятельность/Лесное хозяйство/
в подразделе: Аукционы на право заключения договоров аренды лесных участков.
Информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области документацию об аукционе, размещается на официальном сайте торгов.Внесение изменений (дополнений) в проект освоения лесов необходимо в следующих случаях:
- при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, если такие изменения влияют на возможность осуществления разрешенного вида использования лесов (целевого назначения лесов, возрастов рубок, установленного объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, сроков использования лесов, разрешенного вида использования лесов);
- при изменении существенных условий договора аренды, условий постоянного (бессрочного) пользования лесными участками (земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения), условий установления сервитута, условий осуществления публичного сервитута, иных документов, на основании которых осуществляется использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения;
- при внесении изменения в государственный лесной реестр по результатам государственного мониторинга воспроизводства лесов;
- по итогам мероприятий лесоустройства, проведенных в границах лесничества, внесенных в государственный лесной реестр;
- при планировании и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. Изменения в проект освоения лесов, связанные с планированием и проведением санитарно-оздоровительных мероприятий, вносятся на основании утвержденных актов лесопатологического обследования с учетом установленного ежегодного объема заготовки древесины.
Внесение изменений в проект освоения лесов в иных случаях возможно по инициативе лиц, использующих леса.Лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, предоставляются в аренду без проведения торгов или по результатам проведения торгов на право заключения договора. Порядок предоставления зависит от вида использования лесов, которые предусмотрены статьёй 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Нет, объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
До 1 января 2026 года не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков в составе земель лесного фонд, которые предоставляются в аренду юридическим лицам в пользование в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, сроком до одного года.
Лесные участки, находящиеся в государственной собственности и расположенные на территории Ростовской области, предоставляются на основании:
1) решения министерства природных ресурсов и экологи Ростовской области в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.Предоставление лесного участка в пределах земель лесного фонда в аренду без проведения торгов осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным указом Губернатора Ростовской области от 04.05.2016 № 70 «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области государственной услуги «Предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду без проведения торгов» (далее - Регламент), в случаях, предусмотренных частью 3 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации:
- для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
- для осуществления рыболовства;
- в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
- для осуществления изыскательской деятельности
- для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений;
- для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
- для заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
- при нахождении на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).Предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда допускается в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей.
Для предоставления лесного участка или частей лесного участка в пределах земель лесного фонда в аренду без проведения торгов заявитель подает в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области заявление и документы, указанные в пункте 2.6.1 раздела 2 Регламента.
- отчет об использовании лесов (Форма N 1-ИЛ). Его предоставляют граждане, ИП, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений, вне зависимости от категории объектов по уровню НВОС (негативное воздействие на окружающую среду); Приказ Минприроды России от 21.08.2017 N 451 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме"
- отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении (Форма N 1-ВЛ) Его представляют хозяйствующие субъекты, осуществляющие воспроизводство лесов и лесоразведение; Приказ Минприроды России от 21.08.2017 N 452 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме"
- отчет об охране и защите лесов (Форма N 1-ЗЛ, 1-ОЛ) Представляют граждане, ИП, юридические лица, осуществляющие в соответствии с Лесным кодексом РФ использование лесов, а также осуществляющие мероприятия по охране лесов от пожаров, вне зависимости от категории объектов по уровню НВОС; Приказ Минприроды России от 09.03.2017 N 78 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме"
Готовые отчеты направляются в органы государственной власти через портал «Госуслуги».
Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки (земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения) предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, публичного сервитута, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка (земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения) в постоянное (бессрочное) пользование, соглашения об установлении сервитута, решения и соглашения (при наличии) об осуществлении публичного сервитута, иного правоустанавливающего документа, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения), решением о предоставлении лесного участка (земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения) в постоянное (бессрочное) пользование, соглашением об установлении сервитута, решением и соглашением (при наличии) об осуществлении публичного сервитута, иного правоустанавливающего документа. Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, и проекта освоения лесов, разработанного для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. При этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия договора аренды соответствующего лесного участка, соглашения об установлении сервитута, срока, установленного в решении и соглашении (при наличии) об осуществлении публичного сервитута. Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды соответствующего лесного участка, соглашения об установлении сервитута, срока, установленного в решении и соглашении (при наличии) об осуществлении публичного сервитута.
Проект освоения лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, разрабатывается для видов использования лесов, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, на срок планируемого использования лесов, определенный договором аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, или иным правоустанавливающим документом, но не более чем на 10 лет.
При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, обеспечение проведения в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.
Информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией.
Для внесения изменений в проект освоения лесов разрабатывается дополнение к проекту освоения лесов с новыми данными по изменяемым мероприятиям и объемам, при этом если изменяется таблица, то она приводится полностью с учетом новых данных. -
Всероссийская акция "Сохраним лес"
Организаторами акции «Сохраним лес» выступают АНО «Сад Памяти» совместно со Всероссийским экологическим движением «Экосистема» при поддержке Минприроды России и Рослесхоза. ... -