Водные ресурсы
Наиболее крупными реками Ростовской области являются р.Дон и его притоки – рр. Сев. Донец, Зап. Маныч, Деркул, Кундрючья, Чир, Сал, Калитва, Быстрая, Тузлов, Бол. Егорлык, притоки Таганрогского залива реки Ея, Миус, Кагальник. Наиболее крупными транзитными реками области являются р. Дон (поступает на территорию Ростовской области на участке Цимлянского водохранилища с территории Волгоградской области), р. Северский Донец (с территории Украины), р. Западный Маныч (с территории Калмыкии).
Водность рек Ростовской области определяется климатическими условиями и разнообразными местными физико-географическими особенностями. Характер водного режима рек в большей степени определяется особенностями половодья, его продолжительностью и долей участия снегового питания в годовом стоке. Реки имеют смешанное питание и в различных частях территории роль талых и дождевых вод различна.
Годовой ход стока на реках области характеризуется обычно высоким весенним половодьем и низкой летне-осенней и зимней меженью. Доля весеннего стока на разных реках составляет 60-90% общего годового объема стока, иногда в особо маловодные годы на малых водотоках весь сток проходит весной.
Из всех периодов маловодья в бассейне реки Дон наблюдается самый продолжительный – с 2007 года по настоящее время. Согласно Докладу Росгидромета водные ресурсы речного стока в 2019 году по Ростовской области составили 17,9 км3/год при среднем многолетнем значении водных ресурсов 26,9 км3/год (отклонение в меньшую сторону от среднего многолетнего значения составило 33,5 %).
Наблюдаемая в 2020 году весенняя приточность к Цимлянскому водохранилищу за период половодья явилась минимальной за весь период наблюдений и эксплуатации Цимлянского водохранилища, и составила 33 % от нормы.
После спада весеннего половодья наблюдается отчетливо выраженный период летне-осенней межени с более или менее равномерной водностью, повышающейся при отдельных дождевых паводках. Некоторые малые реки южной части территории в летнюю межень пересыхают, превращаясь в ряд разобщенных плесов.
Зимой во время интенсивных оттепелей на реках происходят значительные подъемы воды. Паводки зимнего периода по частоте и высоте подъемов уровней, как правило, превышают летне-осенние и нередко сопровождаются разрушением ледостава.
Цимлянское водохранилище регулирует 70 % стока бассейна р. Дон, остальные 30 % стока образуются ниже гидроузла Цимлянской ГЭС.
Основное антропогенное воздействие в Ростовской области приходится на реки, расположенные в зонах сосредоточения промышленных центров, а также в зоне орошаемого земледелия, в южной половине области.
Источниками загрязнения поверхностных вод бассейна р. Дон являются сточные воды предприятий жилищно-коммунального, рыбного и сельского хозяйства; стройматериалов, автомобильной, химической промышленности. Значительное влияние на качество воды оказывает интенсивное судоходство и маломерный флот, а также неорганизованное поступление загрязняющих веществ с территорий городов и населенных пунктов, сельскохозяйственных объектов, возвратные воды орошения.
Большая часть сточных вод подвергается различным видам очистки, однако, очистные сооружения работают не всегда достаточно эффективно. Поэтому довольно часто в водные объекты сбрасываются недостаточно очищенные сточные воды, содержащие химические соединения, негативно влияющие на гидрохимический режим водных объектов.
Водохозяйственная деятельность на территории Ростовской области осуществляется в рамках бассейновой программы, регламентирующей условия использования речного стока по основным бассейнам рек и их водохозяйственным участкам; по видам водопользования, в пределах объемов, установленных разрешительными документами.
-
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (Водопользование)
-
Уважаемые водопользователи! Утвержден график закрытия навигации, сброса воды верхних бъефов Константиновского и Николаевского гидроузлов, сброса воды верхних бьефов и укладки плотин Кочетовского г/у на р. Дон, Гидроузлов №№ 2-7 на р. Северский Донец, Усть-Маныческого г/у на р. Маныч на 2024 год. Уважаемые...
-
Отдел водопользования: Адрес отдела: 344072 г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, 1а Часы работы: понедельник — четверг с 9.00 до 18.00; пятница с 9.00 до 16.45; перерыв с 13.00 до 13.45. Прием граждан по вопросам предоставления прав пользования водными объектами в соответствии с приказом минприроды...
-
ВНИМАНИЕ! Если заявление и обосновывающие документы представляются в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области не лично заявителем (руководителем предприятия), необходим документ (доверенность), подтверждающий полномочия лица на представление документов от имени заявителя и документ,...
-
Уважаемые водопользователи! Напоминаем о необходимости до 1 декабря текущего года представить на утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области проект плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта на последующий год. Пример плана...
-
-
Минприроды Ростовской области с 2019 года участвует в реализации федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов», входящего в состав национального проекта «Экология». За 2019 – 2023 годы реализации регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» площадь восстановленных водных...
-
По направлению восстановление и экологическая реабилитация водных объектов реализуется мероприятие «Расчистка реки Темерник на участке от истока (47°23'31,47''СШ; 39°44'0,96''ВД) до Низового водохранилища (47°16'19,44''СШ; 30°42'10,49''ВД)».В рамках государственного контракта подрядной организацией...
-
В рамках национального проекта «Экология» по направлению: улучшение экологического состояния гидрографической сети запланирована реализация мероприятия: «Расчистка русла реки Кумшак в границах Красноярского, Лозновского и Маркинского сельских поселений Цимлянского района Ростовской области»По результатам...
-
-
Федеральные документы: кодексы
Федеральные документы: постановления
Федеральные документы: распоряжения
Региональные документы: прочие
-
-
-
-
Раздел находится в стадии наполнения
-
Согласно Водному кодексу РФ земельные участки, расположенные вблизи водных объектов, можно покупать, сдавать в аренду и застраивать. Однако в отношении таких участков на основании ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) устанавливаются следующие зоны, ограничивающие хозяйственную и иную деятельность: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая полоса общего пользования.
Водоохранные зоны - территории, которые непосредственно примыкают к границе водного объекта. Ширина водоохранной зоны зависит от протяженности водного объекта и составляет для рек (ручьев) протяженностью до10 км– в размере50 м, от 10 до50 км–100 м, более50 км– 200м, для моря водоохранная зона составляет500 метров. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
Водоохранные зоны являются неотъемлемой частью водного объекта, связаны с ним территориально и функционально, составляют с ним единое целое как природный комплекс, являются собственностью Российской Федерации.
В целях предотвращения загрязнения водного объекта границах водоохранной зоны устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности, в том числе установлен запрет на движение и стоянку транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброса сточных вод. В границах водоохранных зон запрещено размещение кладбищ, объектов размещения отходов, пестицидов, авиационные меры борьбы с вредителями и др. Полный перечень запретов изложен в п. 15 ст. 65 ВК РФ.
Вместе с тем, строительство (реконструкция) и последующая эксплуатация объектов капитального строительства в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения. Выбор типа охранного сооружения осуществляется застройщиком самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Такими сооружениями могут быть централизованные ливневые системы водоотведения; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
За невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод предусмотрена административная ответственность по статье 8.45 КоАП РФ.
Прибрежные защитные полосы входят в границы водоохранных зон, их ширина составляет 30 -50 метровв зависимости от уклона поверхности. В дополнение к ограничениям, установленных для водоохранной зоны, в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Береговые полосы общего пользования - часть земли шириной20 метров, примыкающая непосредственно к водному объекту. Любая территория, находящаяся на расстоянии20 метровот воды, является местом общего пользования. Береговые полосы могут беспрепятственно использоваться любым лицом для передвижения и пребывания около них, в том числе для рыбалки и причаливания лодок, парусников и иных плавучих средств.
За ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе предусматривается административная ответственность по ст. 8.12.1 КоАП РФ.
На местности границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос общего пользования водных объектов отмечаются специальными информационными знаками. При этом владельцы участков, расположенных вблизи водных объектов, не должны препятствовать размещению на таких участках информационных знаков.
Реализация мероприятий, направленных на расчистку рек Ростовской области, осуществляется в рамках государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 638.
Целесообразность включения мероприятий в указанную программу рассматривается министерством на основании обращений муниципальных образований Ростовской области, результатов проведения государственного мониторинга водных объектов.
Мероприятия реализуются в соответствии с разработанными проектами, получившими положительное заключение экспертизы, предусмотренной законодательством.
Данные мероприятия финансируются за счет средств федерального бюджета, при этом критерии выделения финансирования и комплект обосновывающей документации определены Регламентом формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов, утвержденным приказом Росводресурсов от 15.09.2023 № 208. -
-