Вопросы и ответы

Проект освоения лесов формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Графическая (в том числе картографическая) информация формируется в виде файла (многоцветный формат (не менее чем 24-битном цветовом пространстве) Png или Jpeg, с разрешением не менее 1920 x 1080 с количеством мегапикселей 2.

Создание XML-схем осуществляется в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждаемыми в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Проект освоения лесов или дополнение к проекту освоения лесов представляется в минприроды Ростовской области форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы, предназначенной для централизованного создания и хранения ключей усиленной электронной подписи, а также их дистанционного применения владельцами квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи, или усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг или иных информационных технологий взаимодействия с органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений, определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо через официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

В соответствии с пунктом 7 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» - экспертиза проводится в течение не более чем 15 рабочих дней со дня поступления проекта освоения лесов в министерство.
Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов (за исключением государственной или муниципальной экспертизы изменений в проект освоения лесов при использовании лесов в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса, а также государственной или муниципальной экспертизы изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования) проводится в течение не более чем 8 рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. 

Экспертиза, государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов при использовании лесов в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса проводятся в течение не более чем 11 рабочих дней со дня поступления соответственно проекта освоения лесов, изменений в проект освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем 10 рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Решение о проведении аукциона  на право заключение договора аренды лесного участка или об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в разделе: Деятельность/Лесное хозяйство/
в подразделе: Аукционы на право заключения договоров аренды лесных участков.


Информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области документацию об аукционе, размещается на официальном сайте торгов.

Внесение изменений (дополнений) в проект освоения лесов необходимо в следующих случаях:

- при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, если такие изменения влияют на возможность осуществления разрешенного вида использования лесов (целевого назначения лесов, возрастов рубок, установленного объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, сроков использования лесов, разрешенного вида использования лесов);

- при изменении существенных условий договора аренды, условий постоянного (бессрочного) пользования лесными участками (земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения), условий установления сервитута, условий осуществления публичного сервитута, иных документов, на основании которых осуществляется использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения;

- при внесении изменения в государственный лесной реестр по результатам государственного мониторинга воспроизводства лесов;

- по итогам мероприятий лесоустройства, проведенных в границах лесничества, внесенных в государственный лесной реестр;

- при планировании и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. Изменения в проект освоения лесов, связанные с планированием и проведением санитарно-оздоровительных мероприятий, вносятся на основании утвержденных актов лесопатологического обследования с учетом установленного ежегодного объема заготовки древесины.


Внесение изменений в проект освоения лесов в иных случаях возможно по инициативе лиц, использующих леса.

Лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, предоставляются в аренду без проведения торгов или по результатам проведения торгов на право заключения договора. Порядок предоставления зависит от вида использования лесов, которые предусмотрены статьёй 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Нет, объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

До 1 января 2026 года не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков в составе земель лесного фонд, которые предоставляются в аренду юридическим лицам в пользование в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, сроком до одного года.

Лесные участки, находящиеся в государственной собственности и расположенные на территории Ростовской области, предоставляются на основании:

1) решения министерства природных ресурсов и экологи Ростовской области в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.


Лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Предоставление лесного участка в пределах земель лесного фонда в аренду без проведения торгов осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным указом Губернатора Ростовской области от 04.05.2016 № 70 «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области государственной услуги «Предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду без проведения торгов» (далее - Регламент), в случаях, предусмотренных частью 3 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации:
- для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
- для осуществления рыболовства;
- в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
- для осуществления изыскательской деятельности
- для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений;
- для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
- для заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
- при нахождении на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда допускается в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей.

Для предоставления лесного участка или частей лесного участка в пределах земель лесного фонда в аренду без проведения торгов заявитель подает в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области заявление и документы, указанные в пункте 2.6.1 раздела 2 Регламента.

- отчет об использовании лесов (Форма N 1-ИЛ). Его предоставляют граждане, ИП, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений, вне зависимости от категории объектов по уровню НВОС (негативное воздействие на окружающую среду); Приказ Минприроды России от 21.08.2017 N 451 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме"

- отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении (Форма N 1-ВЛ) Его представляют хозяйствующие субъекты, осуществляющие воспроизводство лесов и лесоразведение; Приказ Минприроды России от 21.08.2017 N 452 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме"

- отчет об охране и защите лесов (Форма N 1-ЗЛ, 1-ОЛ) Представляют граждане, ИП, юридические лица, осуществляющие в соответствии с Лесным кодексом РФ использование лесов, а также осуществляющие мероприятия по охране лесов от пожаров, вне зависимости от категории объектов по уровню НВОС; Приказ Минприроды России от 09.03.2017 N 78 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме"

Готовые отчеты направляются в органы государственной власти через портал «Госуслуги».

Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки (земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения) предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, публичного сервитута, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка (земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения) в постоянное (бессрочное) пользование, соглашения об установлении сервитута, решения и соглашения (при наличии) об осуществлении публичного сервитута, иного правоустанавливающего документа, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.                                                                                               Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения), решением о предоставлении лесного участка (земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения) в постоянное (бессрочное) пользование, соглашением об установлении сервитута, решением и соглашением (при наличии) об осуществлении публичного сервитута, иного правоустанавливающего документа.                                                                        Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, и проекта освоения лесов, разработанного для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. При этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия договора аренды соответствующего лесного участка, соглашения об установлении сервитута, срока, установленного в решении и соглашении (при наличии) об осуществлении публичного сервитута.                                                                                                        Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды соответствующего лесного участка, соглашения об установлении сервитута, срока, установленного в решении и соглашении (при наличии) об осуществлении публичного сервитута.
Проект освоения лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, разрабатывается для видов использования лесов, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, на срок планируемого использования лесов, определенный договором аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, или иным правоустанавливающим документом, но не более чем на 10 лет.
При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, обеспечение проведения в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.
Информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией.
Для внесения изменений в проект освоения лесов разрабатывается дополнение к проекту освоения лесов с новыми данными по изменяемым мероприятиям и объемам, при этом если изменяется таблица, то она приводится полностью с учетом новых данных.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений, требования к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа утверждены приказом Минприроды Российской Федерации от 16.11.2021 № 864.

По факту выявленной незаконной рубки деревьев на землях лесного фонда необходимо сообщить в отдел полиции соответствующего района для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в отдел дежурно-диспетчерской службы министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области 8 (863) 283-20-38.

В соответствии с пунктом 8 Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни),

бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.).

В соответствии с пунктом 9 Правил запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

В соответствии с пунктом 11 Правил запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям
и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной
не менее 0,5 метра.

Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена статьей 8.32 КоАП РФ. Для граждан нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; для должностных лиц – от тридцати тысяч до ста десяти тысяч рублей; для юридических лиц - от ста тысяч до двух миллионов рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 № 320 «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области» министерство осуществляет полномочия по ведению Красной книги Ростовской области. На сайте министерства в разделе «Документы» размещены перечни (списки) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Ростовской области (приказ министерства от 22.12.2023 № ПР-376).

Реализация мероприятий, направленных на расчистку рек Ростовской области, осуществляется в рамках государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 638.
Целесообразность включения мероприятий в указанную программу рассматривается министерством на основании обращений муниципальных образований Ростовской области, результатов проведения государственного мониторинга водных объектов.
Мероприятия реализуются в соответствии с разработанными проектами, получившими положительное заключение экспертизы, предусмотренной законодательством.
Данные мероприятия финансируются за счет средств федерального бюджета, при этом критерии выделения финансирования и комплект обосновывающей документации определены Регламентом формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов, утвержденным приказом Росводресурсов от 15.09.2023 № 208.

Дни древонасаждений на территории Ростовской области проводятся ежегодно во вторую субботу апреля и третью субботу октября в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 13.04.2012 № 281 «Об установлении ежегодных Дней древонасаждений в Ростовской области».

Согласно Водному кодексу РФ земельные участки, расположенные вблизи водных объектов, можно покупать, сдавать в аренду и застраивать. Однако в отношении таких участков на основании ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) устанавливаются следующие зоны, ограничивающие хозяйственную и иную деятельность: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая полоса общего пользования.

Водоохранные зоны - территории, которые непосредственно примыкают к границе водного объекта. Ширина водоохранной зоны зависит от протяженности водного объекта и составляет для рек (ручьев) протяженностью до10 км– в размере50 м, от 10 до50 км–100 м, более50 км– 200м, для моря водоохранная зона составляет500 метров. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Водоохранные зоны являются неотъемлемой частью водного объекта, связаны с ним территориально и функционально, составляют с ним единое целое как природный комплекс, являются собственностью Российской Федерации.

В целях предотвращения загрязнения водного объекта границах водоохранной зоны устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности, в том числе установлен запрет на движение и стоянку транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброса сточных вод. В границах водоохранных зон запрещено размещение кладбищ, объектов размещения отходов, пестицидов, авиационные меры борьбы с вредителями и др. Полный перечень запретов изложен в п. 15 ст. 65 ВК РФ.

Вместе с тем, строительство (реконструкция) и последующая эксплуатация объектов капитального строительства в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения. Выбор типа охранного сооружения осуществляется застройщиком самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Такими сооружениями могут быть централизованные ливневые системы водоотведения; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

За невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод предусмотрена административная ответственность по статье 8.45 КоАП РФ.

Прибрежные защитные полосы входят в границы водоохранных зон, их ширина составляет 30 -50 метровв зависимости от уклона поверхности. В дополнение к ограничениям, установленных для водоохранной зоны, в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Береговые полосы общего пользования - часть земли шириной20 метров, примыкающая непосредственно к водному объекту. Любая территория, находящаяся на расстоянии20 метровот воды, является местом общего пользования. Береговые полосы могут беспрепятственно использоваться любым лицом для передвижения и пребывания около них, в том числе для рыбалки и причаливания лодок, парусников и иных плавучих средств.

За ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе предусматривается административная ответственность по ст. 8.12.1 КоАП РФ.

На местности границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос общего пользования водных объектов отмечаются специальными информационными знаками. При этом владельцы участков, расположенных вблизи водных объектов, не должны препятствовать размещению на таких участках информационных знаков.

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно ст. 9 указанного закона, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, в случае осуществления на территории предприятия временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев на площадках, обустроенных в соответствии с требованиями указанного выше законодательства, в целях дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования отходов, то лицензия на деятельность в области обращения с отходами производства и потребления не требуется.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов производится территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), в Ростовской области – Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу.

Понятие «выжигание сухой растительности» предусмотрено Порядком действий по предотвращению выжигания сухой растительности на территории Ростовской области (постановление Правительства РО от 30.08.2012 № 810), который распространяется на всей территории Ростовской области, за исключением земель населенных пунктов, вне земель лесного, водного фондов, особо охраняемых территорий и объектов.

С целью предотвращения выжигания сухой растительности собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны:

1. Не допускать выжигания сухой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы), разведения костров на полях. Выжигание рисовой соломы может производиться в безветренную погоду при соблюдении условий, предусмотренных федеральным законодательством.

Соблюдать установленные действующим законодательством требования пожарной безопасности, экологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов.

2. В случае обнаружения очагов возгорания сухой растительности незамедлительно информировать органы местного самоуправления, обеспечить мероприятия по тушению пожара и предотвращению распространения очага возгорания, в том числе опашку места возгорания.

3. Принимать меры по обеспечению надлежащей охраны используемых земель для исключения несанкционированного поджога сухой растительности или случайного возгорания, вызванного климатическими факторами.

4. Проводить предусмотренные действующим законодательством противопожарные мероприятия в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, в том числе создавать защитные противопожарные полосы, своевременно уничтожать пожнивные остатки безогневыми способами, обеспечивать наличие достаточного количества первичных средств пожаротушения для локализации и ликвидации горения, обеспечивать охрану земельных участков от поджога, размещать информационные стенды о запрете выжигания сухой растительности.

Полномочиями по привлечению к административной ответственности виновных лиц обладают инспектора минприроды Ростовской области, должностные лица муниципальных образований и Административной инспекции Ростовской области.

Согласно ч. 1, 3 ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»), предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.

Перечень видов пользования недрами, для осуществления которых недра могут быть предоставлены в пользование, закреплен в ст. 6 Закона «О недрах». При этом, согласно ч. 2 ст. 6, ч. 5 ст. 11 Закона «О недрах», допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами (одновременно для проведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых).

Согласно ч. 3 ст. 36.1 Закона «О недрах»,  работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр в порядке.

В соответствии с ч. 1, 2,4 ст. 29 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, которая может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется в соответствии с Правила проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, определения размера и порядка взимания платы за ее проведение утверждены постановлением Правительства РФ от 01.03.2023 № 335.

Кроме того, исходя из содержания ч. 1, 3 ст. 23.2 Закона «О недрах», разработка месторождений полезных ископаемых также осуществляются в соответствии с техническими проектами, порядок подготовки, согласования и утверждения которых установлен Правилами подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2127.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992  №  2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») право пользование недрами удостоверяется лицензией. В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. При этом в ч. 5 ст. 10 Закона «О недрах» указано, что сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

Таким образом, право пользования недрами у дочерней организации при переоформлении лицензии на пользование недрами возникает с даты государственной регистрации переоформленной лицензии.

В связи с тем, что право пользования недрами возникает с даты государственной регистрации переоформленной лицензии, дочерняя организация не имеет права пользования участком недр в период переоформления лицензии.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») участки, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.

Согласно п. 6 ст.4 Закона «О недрах» составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

Для получения интересующей Вас информации Вам необходимо обратиться в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (орган государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования Ростовской области).

Ежегодно министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее – министерство) издается Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области». Экологический вестник является официальным докладом о состоянии окружающей среды, подготовленным на основе информации органов исполнительной власти Ростовской области, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, ведомств и организаций, имеющих отношение к природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

На сайте министерства http://минприродыро.рф в разделе «Состояние окружающей среды» размещена электронная версия Экологического вестника.

Кроме того, издание направляется во все муниципальные образования, библиотеки, школы, ВУЗы области, а также в рамках сотрудничества в субъекты Российской Федерации.

В 2018 году начата реализация проекта «Я за чистый дом! Мой дом – Тихий Дон!». Данный проект позволит вовлечь население региона в решение экологических проблем. Его реализация рассчитана на среднесрочную перспективу – 5 лет.

С целью его реализации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» функционирует одноименный портал, на котором ежедневно размещается информация об экологических событиях. На портале уже размещено 1300 экологических новостей.

На основании соглашения между министерством, ассоциацией по сохранению и восстановлению редких и исчезающих животных «Живая природа степи», Донской государственной публичной библиотекой на базе библиотеки создан институт общественного управления природоохранной и экотуристской деятельностью на особо охраняемых природных территориях (далее – институт).

Во взаимодействии с органами местного самоуправления функционируют представительства института в 12 муниципальных образованиях Ростовской области. Реализуется комплекс мероприятий по вовлечению местного населения
в сохранение особо охраняемых природных территорий. В частности, представительствами института проводится обследование особо охраняемых природных территорий, разрабатываются экскурсионные маршруты, организовано проведение обучающимися образовательных организаций исследовательских работ, с участием волонтеров, проводятся экскурсии и экологические акции.

В период с 22 марта по 5 июня Ростовская область принимает участие
во Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности». В 2018 году Ростовская область в двадцать пятый раз стала участником акции. Во всех муниципальных образованиях Ростовской области проходят мероприятия по экологическому просвещению и субботники, участниками Дней защиты стали свыше 300 тысяч человек.

Население Ростовской области активно принимает участие во Всероссийской акции «Вода России», которая проводится ежегодно, с апреля по сентябрь. В рамках акции особое внимание уделяется очистке берегов реки Темерник. Информация о проведенных мероприятиях размещается на федеральном портале «Вода России». В сентябре текущего года состоится Всероссийский субботник «Зеленая Россия».

В этом году объявлен региональный социально-экологический конкурс «Заповедный маршрут» среди педагогических работников образовательных организаций (итоги конкурса будут подведены в конце сентября2018 г.).

Одним из ключевых массовых событий, направленных на экологическое просвещение жителей региона, стало проведение в Орловском районе Ростовской области, в дни массового цветения тюльпанов, VII межрегионального фестиваля экологического туризма «Воспетая степь».

В программе мероприятия была организована работа тематических площадок, презентация флеш-мобов, проведено свыше 200 мастер-классов, направленных на экологическое воспитание подрастающего поколения, состоялись экскурсии в цветущую степь. Фестиваль собрал свыше 7 000 участников.

В рамках Всероссийской акции «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников природы», которая проходит во всех муниципальных образованиях Ростовской области, состоялось свыше 2 000 мероприятий, к участию привлечено около 100 000 человек.

Центральное мероприятие праздника организовано на территории парка «Лога́» в хуторе Старая Станица Каменского района. Участники праздника – обучающиеся и педагогические работники образовательных организаций, воспитанники экологических клубов. Общее количество гостей превысило 1 000 человек. В рамках мероприятия представлены экологические интерактивные площадки, организовано 50 мастер-классов.

Перечень мероприятий по экологическому просвещению населения Ростовской области ежегодно дополняется новыми мероприятиями. Проведение ряда мероприятий стали уже традиционными для региона.

Для Ростовской области остается актуальной проблема загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах. Всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ в 2015 году – 618,7 тыс. тонн, в 2016 году – 629,3 тыс. тонн, в 2017 году – 670,0 тыс. тонн. В общем объеме поступления загрязняющих веществ в атмосферу продолжают доминировать выбросы от автотранспорта (порядка 70%).

Государственный мониторинг атмосферного воздуха в Ростовской области осуществляется посредством государственной сети наблюдений за состоянием окружающей среды ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС», а также стационарных постов, находящихся в городе Новочеркасске.

Организованы мониторинг состояния атмосферного воздуха на стационарных постах в 7 городах Ростовской области – Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Шахты, Волгодонск, Цимлянск, а также в городах Новочеркасск, Миллерово, Таганрог, Новошахтинск, Сальск, Батайск – наблюдения по варианту маршрутного обследования.

В городе Ростове-на-Дону на улице Левобережной в районе стадиона «Ростов-Арена» функционирует автоматическая станция контроля загрязнения атмосферного воздуха (АСК) по 11 примесям. По результатам наблюдений в 2017 году и в январе – июле 2018 года уровень загрязнения воздуха – низкий.

Высокий уровень загрязнения воздуха наблюдается в городах Ростов-на-Дону и Новочеркасск. При этом в Ростовской области не наблюдались случаи экстремально высокого загрязнения воздуха.

 

Срок предоставления государственной услуги - 10 дней с момента подачи заявителем заявления и прилагаемых к нему документов, необходимых для выдачи разрешения.

На официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области минприродыро.рф, также получить информацию при обращении в министерство.

Нет, оплату необходимо производить до подачи заявления на получение разрешения (документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания входит в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги).

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги отражен в Административном регламенте предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги, который размешен на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области.